В гостях у «Радио 107» — молодые казаки Кубанского казачьего войска Онучко Иван – командир группы Брюховецких казаков-джигитов и Пазон Дмитрий — участник группы Брюховецких казаков-джигитов. В прямом эфире любимого многими «Купер-шоу» его ведущий Тигран Баратов, предоставив микрофон представителям казачьей молодежи – сильным, энергичным, думающим, — с каждой последующей минутой разговора по душам – понимал, что разрушает стереотипы о казачестве…
Ведущий: Современный казак. Кто он? Чем и какими планами живет? Чем занимается? И какая она, казачья молодежь, сегодня? В студии — Дмитрий Пазон — участник группы брюховецких казаков-джигитов и Иван Онучко — командир группы брюховецких казаков-джигитов. Спасибо, что пришли. Расскажите немного о себе.
Иван Онучко: Здравствуйте, дорогие
радиослушатели! Меня зовут Онучко Иван. Я родом со станицы Брюховецкой. С детства занимаюсь конным спортом. Вырос в традиционной казачьей семье. Дед привил мне любовь к лошади, и вот по сей день, мне уже скоро исполнится 30, я занимаюсь конным ремеслом.
Ведущий: С детства, это со скольких лет?
Иван: Знаете, как я начал себя осознавать и помнить, с того времени — и детство получается. Ну вообще, с трех лет отец посадил меня, по казачьим традициям, на лошадь. В 6 лет я уже сделал конный переход от станицы Брюховецкой до Краснодара.
Ведущий: Это распространенная практика или все же — что-то из ряда вон выходящее?
Иван: Мой отец был походным атаманом, в то время около сотни казаков на лошадях совершали конный переход от Брюховецкой до Краснодара. Поголовья конного тогда было больше, чем сейчас. Ну и казаков-конников тоже. Мне дали хорошую спокойную лошадку, чтобы она тихо мирно довезла меня до Краснодара.
Ведущий: У вас есть какие-то воспоминания, ощущения от того дня?
Иван: Конечно, есть. У меня даже есть памятный знак о том переходе. Мне дали нагрудный знак. Это был 1996 год. И есть фотография.
Ведущий: Дмитрий расскажите о себе.
Дмитрий: Меня зовут Дмитрий Пазон. Родился я и вырос на Дальнем Востоке, в городе Комсомольске-на-Амуре. Во время революции моих предков туда отправили тогдашние власти. В 2011 году я переехал на Кубань. На данный момент несу службу в конной группе почетного караула Кубанского казачьего войска и занимаюсь нашим общим проектом, который называется Брюховецкие казаки-джигиты.
Ведущий: Скажите тезисно: что вас связывает с казачеством? Это возможно как-то определить?
Иван: С казачеством меня связывают — в первую очередь, мои предки. У меня в роду все казаки, до революции род казачий Онучко крепчал, после революции мой прадед — эмигрировал в Югославию. А моя прабабушка с дедом остались здесь на Кубани. И династия пошла… Сейчас я несу службу в казачестве. Это моя жизнь, это образ жизни, я воспитан традиционно, но стараюсь шагать в ногу со временем. И, несмотря на то, что на дворе ХХI век, я не стыжусь называть себя казаком.
Дмитрий: Для меня казачество — это большая семья. Это образ жизни и, в первую очередь, — это воспитание в семье: уважение к старшим, почитание традиций, почитание братства, своих товарищей.
Ведущий: В самом начале я произнес такую фразу: группа Брюховецких казаков-джигитов. Вы, пожалуйста, объясните, кто такие джигиты? Такое сочетание «казаки-джигиты» — как так получилось? И чем занимается эта группа?
Иван: Брюховецкие — потому что сама группа вышла из станицы Брюховецкой, казаки — это, я думаю, понятно, мы еще подробнее расскажем, а джигит —в переводе с тюркского — лихой наездник, всадник, в совершенстве владеющий своим телом и лошадью.
Ведущий: Что касается занятий, рода деятельности группы?
Иван: Наша группа демонстрирует показательные выступления — это трюковая работа на лошади — плюс боевые элементы, которые в свое время выполняли наши предки. Для зрителя важно понимать, что казаки и сейчас в совершенстве владеть лошадью, своим телом, ведут здоровый образ жизни. Каждым прилагается немало моральных и физических сил для того, чтобы показать какой-либо элемент. Демонстрируем также владение холодным оружием на лошади. Мы слагаем все эти элементы воедино и демонстрируем их людям.
Ведущий: Вы сейчас сказали о физической подготовке, силе духа. Скажите, есть какие-то параметры, которые позволяют человеку попасть или не попасть к вам? Вы проводите отбор, и какие должны быть учтены моменты для того, чтобы попасть в вашу группу?
Дмитрий: Вы правильно подметили, что помимо физической подготовки у человека должна быть духовная, нравственная составляющая. Мало того, чтобы быть в хорошей физической форме, нужно в первую очередь быть человеком. В составе группы Брюховецких казаков-джигитов за всю ее историю было немало людей, какие-то люди приходили, какие-то уходили по разным причинам, но в первую очередь — это нравственная составляющая, это умение работать в коллективе, быть настоящим казаком, не чураясь своего статуса и своего звания.
Ведущий: Давайте вернемся к казачеству в целом. Что для вас казачество? Общественное движение? Образ жизни? Или это возможность реализовать себя? Или все вместе? Чем вы наполняете это понятие для себя?
Дмитрий: Казачество — это всеобъемлющее понятие. Если разобраться с точки зрения юридической, это общественная организация, но если копнуть историю, — то это люди с особым пониманием уклада жизни, с особым мышлением, но в тоже время, не отделяющие себя от остального общества. Это часть общества, более того, это современная часть общества. Нельзя сравнивать казака XVIII-XIX и даже ХХ векjd с казаком ХХI века. То есть сейчас в обществе сложился такой стереотип, что казак всегда должен быть в папахе, должен быть всегда и везде обязательно в форме, почему-то с нагайкой. Это не так. В форме казаки обязательно бывают на войсковых мероприятиях, торжествах, официальных приемах. В обычной жизни — это современные люди, которые идут в ногу со временем. Они не всегда ездят на конях, но на обыкновенных автомобилях, я, например, передвигаюсь и на автомобиле, и на мотоцикле. Это такие же люди — с какими-то своими проблемами, бедами и радостями современной жизни.
Иван: Дмитрий в принципе все сказал, но тут еще есть традиционные моменты. Да, я воспитывался в казачьей семье. Отец у меня казак, сестры казачки, у меня зятья казаки. Да, шагаем в ногу со временем, но тут, знаете ли, надо брать пример с себя. Какой образ ты подаешь людям. Если ты стараешься жить правильно, то ты и будешь примером. Я казак, я вырос с этим, я живу с этим, я несу эту радость по жизни, что я — казак, я — личность, в первую очередь. И по отношению к обществу — несу определенные обязательства, трачу свои физические силы.
Ведущий: Вы правильно подметили, что казаки — это никакая не изолированная часть общества, которая либо сама пытается изолироваться, либо общество как-то пытается его изолировать. Это одна из составляющих социума, такие же люди, у которых есть свое представление о жизни, основанное на традициях, на истории… Вопрос с подвохом: казаки дружат с не казаками? У вас среди друзей все казаки? Или нет?
Дмитрий: Конечно, казаки дружат не только с казаками, но и с другими народами, и с представителями других наций. У меня, например, так как я родился и вырос на Дальнем Востоке, очень много друзей не казаков, и это вполне нормально, они отличные ребята. Мы с ними дружим, причем, с малых лет, никаких распрей у нас на этой почве нет, никогда не появляется и появиться не может.
Иван: Я вам даже больше скажу! В составе нашей группы есть парень — осетин и, вы знаете, общий язык находим с полуслова. Он джигит, и также он выступает под эгидой казачества. Это никто никому не запрещает, тем более человек он православный — это самое главное.
Ведущий: Мне бы хотелось узнать про то, в глобальном смысле, что не кажется ли вам, что казачий образ жизни, вообще само сочетание вот этих слов — для людей не сведущих — звучит немного пугающе? Есть такое? Кажется, что это что-то военное, где все четко расписано по часам.
Дмитрий: Конечно, без строгости в казачьем воспитании не обойтись. Но как я уже говорил, ничто нам не чуждо как современным людям.
Ведущий: То есть казачий образ жизни не подразумевает отказ от развлечений, походов на какие-то музыкальные концерты, фестивали или поездок куда-то, или игры в компьютерную игру?
Дмитрий: Конечно же нет! Я например, хожу с женой в театр, езжу на мотоцикле, посещаю байк фестивали, могу и в приставку поиграть, редко, конечно, выпадает такая возможность, но бывает и такое.
Ведущий: Иван, а Ваше свободное времяпрепровождение?
Иван: Я больше люблю природу. Родом я со станицы Брюховецкой и в свободное время еду с женой к родителям – там и рыбалка, и природа. Дома есть баня, люблю бани, посидеть попариться. В основном природа. Ну и как современные люди — также кино, если есть какие-то развлечения – люблю с ребятами поиграть в боулинг. Никаких запретов у нас нет, мы живем в современном мире.
Ведущий: Вопрос от нашей слушательницы: «Хорошо, с мужчинами в казачестве все понятно, а как обстоит дело в казачестве с девушками?»
Дмитрий: Никто в казачестве девушек не ограничивает. Я могу привести в пример свою семью. У меня жена врач, она учится в ординатуре. Она будущий врач-хирург, абсолютно свободный человек, но надо понимать, что в семье есть некая иерархия. В любой семье, не только казачьей. Как моя мама правильно говорит: мужчина-голова, а жена — шея. Она должна вовремя и правильно направить голову. Но, конечно, решение в стратегических каких-то вопросах принимает мужчина, но с поправкой на голос и мнение женщины. Конечно, тот кто принимает решения, тот и несет ответственность.
Ведущий: Иван, Вам есть что добавить?
Иван: Женщина-казачка имеет свою точку зрения, никто ее не ограничивает ни в каких моментах, но все равно должно быть взаимоуважение, и тогда оба найдут правильный путь и обоюдно будут договариваться — куда съездить отдохнуть: либо на природу, либо на море, либо в горы покататься и т.д. Тут таких ограничений нет. Моя жена, до того как вышла за меня замуж, не была казачкой. Но уважала казачество, безумно любила лошадей. Нас вообщее-то лошади и связали. У нас даже была свадьба в казачьем традиционном стиле: в казачьей форме, лошади, фаэтоны… Она мне доверилась, согласилась… Мы ведь знались уже не один год, и ей нравится мой образ жизни, моя деятельность, как я отношусь к казачеству, что я казак. Она уважает казачий образ жизни и идет со мною вместе на протяжении уже 2-х лет.
Ведущий: Скажите, у кого-нибудь из вас есть дети? Дочь?
Дмитрий: У меня три месяца назад родился сын Виктор.
Ведущий: Поздравляю! Давайте тогда представим, что у вас есть дочь, она приходит и говорит: пап, там одноклассники, молодежь – хотим с ребятами погулять, но потом, может, зайдем потусить в клуб. Всё: рукой по столу, какие клубы? позорить семью! Или?… Ну это же молодежь ХХI века! Отпустите? Вообще, можно представить себе такое, когда девушка-казачка, подросток или 18 лет, может пойти в ночной клуб и ее за это не поругают?
Иван: Я думаю, смотря в какой семье она воспитывается. Например, у меня две старших сестры, одна старше меня на 10 лет, средняя — на 6 лет. Но в то время как таковых клубов не было, в станице были дискотеки, как их называли. Мой отец особого запрета не делал, потому что на нашей улице все в принципе знали друг друга, опять же — дети кумовьев, родных, близких — было кому доверить своих дочерей. Это те же мальчики, которые дружили с ними. В нынешнее время, клуб не клуб, мне сложно ответить на этот вопрос… Я бы, наверное, не отпустил.
Дмитрий: С точки зрения психологии. Чем больше ребенку запрещаешь, тем больше он будет к этому стремиться. Я думаю, эти клубы и вот эту жизнь, по моему мнению, неправильную, нужно просто представить подросткам в таком свете, чтобы у дочки у самой отбилось желание туда ходить. Это, во-первых. А во-вторых, как правильно подметил Иван, все зависит от воспитания. Она вдруг не придет и скажет: папа, я вот хочу отжигать по клубам. Если прививать с самого рождения девочке правильную жизненную позицию, то, я думаю, этот вопрос исчезнет сам собой.
Ведущий: У нас звонок от слушателя. Радик спрашивает: «Скажите, вот казаки-джигиты, где это вообще можно посмотреть, увидеть все воочию, сводить детей посмотреть, удивить детей, показав, что можно сделать в ХХI веке не в телефоне, компьютере, а в живую?»
Иван: Радик, добрый день! Наши программы можно посмотреть в течение летнего периода. Показательные выступления будут проходить в этнографическом комплексе «Атамань». График выступлений — на сайте либо в инстограмм Иван Онучко. Можете поискать. Там у нас будет все прописано. Также выступления мы можем провести на Краснодарском ипподроме 26 февраля. Но пока точного времени нет. Сообщим дополнительно.
Ведущий: Когда Радик задавал вопрос, он сказал «выступление». И я тут подумал, что представление — это что-то театральное, цирковое в нашем понимании. Когда какие-то сложные элементы выполняются технически профессионально. То, что делают казаки вашей группы, это наверняка не просто технически сложные трюки, они несут еще какой-то смысл, я предполагаю. Прав ли я? И если да, то поясните.
Дмитрий: Да, конечно, если касаться вопроса джигитовки, то джигитовка есть боевая и есть показательная. Боевая джигитовка включает в себя, как несложно понять из названия, боевые элементы — это те элементы, которые применялись нашими казачьими предками в бою. Для примера, расскажу, что есть такой элемент «обрыв». Казак цепляется одной стороной тела за путлище, за стремя, и уходит головой вниз, тем самым имитируя смерть. В это время конь движется на вражеский редут, на вражеские позиции с бешенной скоростью. И в определенный момент казак делает мах ногой и садится обратно в седло, противник, естественно, не ожидает, что казак неожиданно воскреснет. И дальше уже идет нещадное истребление противника.
Ведущий: Где это можно почитать, увидеть? Перед тем как прийти на ваше показательное выступление, хотелось бы заранее узнать, что означают те или иные элементы. Чтобы понимать их историю в тот момент, когда вы их демонстрируете — это же круто! Во-первых, блеснуть перед кем-то, кто рядом с тобой, кто не в курсе, во-вторых, сразу намного интереснее становится все это действо, когда ты понимаешь смысл происходящего. Нам бежать в интернет или — в ваши соцсети для того, чтобы разбираться в этом?
Дмитрий: Конечно, в интернете уйма информации о джигитовке, есть ролики и с нашим выступлением. Ютуб, Вконтакте… Заходите на наши страницы, там расписано все довольно подробно.
Ведущий: Давайте про джигитовку. Ваша деятельность в казачестве связана непосредственно с Брюховецкой группой казаков-джигитов. Отсюда вопрос у меня: и все-таки джигитовка, она для кого и про что? Можно так сказать и ответить: она для… и про… Для чего, для кого, про что?
Иван: Ну, если в былые времена она применялась в бою, как сказал Дмитрий, то в нынешнее время — это показательные выступления, которые несут собой глубокие исторические смыслы. Мы стараемся показать зрителям, что делали наши предки и какая культура возрождается в наши дни. И все это довольно зрелищно проходит — с текстовой озвучкой и музыкой. Ведущий во время выступлений рассказывает зрителям подробнее об элементах джигитовки. Ведущий полностью комментирует работу казака и лошади — это и аланская езда, когда всадник едет на двух лошадях стоя и повторяет различные пируэты, и прыжковая работа, когда казак прыгает на лошади либо через казака, либо через лошадь. Все это также показательно и эффектно. Это также танец с холодным оружием: шашка, пика, различные хлысты, кнуты, арапники. Именно все эти навыки демонстрируются с настоящим, заточенным боевым оружием. После любого танцевального элемента казак рубит или конус, либо лозу, чтобы человек наглядно видел, с каким настоящим холодным оружием работает казак. Программа зрелищно длится 35-40 минут. Все происходит на вздохе и выдохе! То бишь человек вздохнул — эмоции схватил, выдохнул, расплакался от счастья, обнял казаков и со спокойной душой пошли жить дальше.
Ведущий: И в конце хотелось бы узнать по ваших жизненных планах, связанных с казачеством в том числе. Можете поделиться?
Дмитрий: Планов, конечно, громадье. Что касается Брюховецких казаков-джигитов, мы никогда не стояли и не будем стоять на месте, мы развиваемся. В прошлом, 2019 году, у нас был большой технический прогресс. У нас увеличилось и поголовье лошадей, и расширилась программа, соответственно вырос и профессиональный уровень джигитов. И в следующем году мы будем стараться действовать в том же русле. Стараемся подавать президентские гранты. Один из них связан с реализацией одной из главных наших целей — мы хотим создать свою базу для передачи опыта последующим поколениям, передачи своего мастерства.
Ведущий: И знаете, мне кажется, что судя по тому, как вы сегодня рассказывали, отвечали на вопросы, у вас все получится. Спасибо большое, что сегодня были с нами. Благодарю вас за честный и откровенный разговор. И всего доброго вам. До встречи!
Подробнее о героях эфира:
Онучко Иван, родился в станице Брюховецкой в родовой казачьей семье. С раннего детства отец привил любовь к лошадям. В роду по отцовской линии все были конники. В год от роду по казачьим традициям отец посадил Ивана на коня. В шесть лет вместе с сотней казаков-конников Брюховецкого района он совершил конный переход во главе походного атамана Григория Онучко (отца) из станицы Брюховецкая в город Краснодар, за что атаманом войска ему был вручен нагрудный знак. Переход был посвящён пятилетию возражения Кубанского казачьего войска. С 10 лет регулярно участвовал в конно-спортивных соревнованиях (скачках на лошадях) и всегда показывал достойный результат. Навыки владения холодным оружием (шашка, пика) как в пешем, так и в конном строю, позволили Ивану попасть служить в Кавалерийский Почётный эскорт Президентского полка и совершенствовать конную подготовку. Через полгода службы он был принят в джигитовочную группу, а еще спустя два месяца принял участие в показательном выступлении.
После службы, год поработав с лошадьми в Москве, Иван вернулся на родину, («Очень скучал по родному дому!»). Дома его ждал подаренный отцом в честь возвращения конь Буцефал. На нем Иван в 2010 году вместе с казаками под руководством Григория Онучко выдвинулся в станицу Тамань! В этнографическом комплексе «Атамань» Иван, как и другие казаки, не только катал гостей музея на лошадях верхом и в фаетонах (тачанках). В свободное время занимался на своем коне элементами джигитовки. Молодые казаки, наблюдая за процессом тренировок, изъявили желание работать вместе. С этой казачьей дружбы и началась история Брюховецких казаков-джигитов. Показательную программу группы отрабатывали на лошадях четыре казака и ведущий Григорий Онучко. В течение 30 минут казаки демонстрировали джигитовку и работу с холодным оружием.
С 2010 по настоящее время менялся состав группы и лошадей, но само выступление Брюховецких казаков-джигитов всегда остается на высоте. Казаки регулярно получают предложения, связанные со съёмками в кино. В декабре 2018 года Брюховецкие казаки-джигиты приняли участие в съемках тизера к фильму «Сотня». На 2020 год запланированы съемки в нескольких проектах.
Дмитрий Пазон, родился в городе Комсомольске-на-Амуре, куда предки были сосланы в годы гражданской войны. В 2011 году переехал на Кубань. Получил среднеспециальные образования: автокрановщик, автомеханик, электрик, сварщик, авиамеханик, все специальности по 4 разряду, а также высшее образование по специальности — «Государственное управление».
Работал на многих должностях — от таксиста до директора детского лагеря и дома отдыха.
В 2019 году женился, в этом же году родился сын.
В данный момент несет службу в конной группе Почетного караула Кубанского Казачьего войска.
Участник группы Брюховецких казаков-джигитов.