НАМ БЫЛО ВЕСЕЛО, НО НЕ ХВАТАЛО ДРУЗЕЙ…
Завершается 2019-2020 учебный год, непростой и необычный. Последняя четверть, очень важная, итоговая по содержанию, у всех школяров и кадетов казачьих корпусов, как и у учащихся всей страны, прошла в виртуальном формате и заставила иначе взглянуть не только на учебный процесс, но и на собственное отношение к жизни. Отзвенели онлайн последние звонки, в режиме чатов прошли родительские собрания.
Ребята, от мала до велика, на деле узнали суть узнали новых слов: «самоизоляция», «карантин», «особый режим». В православии есть термин, который очень емко отражает суть столь разных понятий – это пост. Узнаете? Верующий воспринимает это время не как череду внешних запретов, а мудрых ограничений, которые установлены не во вред, а для пользы постящегося. А результат такого поста всецело зависит от
смиренного приятия или внутреннего бунта каждого отдельно взятого человека. Если ты мудро используешь свободное время, — об ограничениях вспоминаешь в последнюю очередь. Кубанские казачата выбрали этот путь. Они вместе с родителями, казаками-наставниками и педагогами с пониманием отнеслись к новым условиям обучения и постарались с максимальной пользой использовать каждую свободную минутку. Что говорит о том, что казачата ведут духоподъемную жизнь, ищут себя, наполняя внутренний мир новыми знаниями, радостью открытий, любви к ближнему. И это не может не радовать и вселять надежду на завтрашний день.
В завершении учебного года 2019-2020 мы спросили у педагогов и учащихся казачьих школ и классов о результатах дистанционного обучения.
— Необходимость перенести весь образовательный и воспитательный процесс в онлайн-формат стала неожиданностью не только самих ребят, их родителей, но и многих учителей, — считает заместитель директора по воспитательной работе школы № 16 города Тимашевска Вероника Пуха. — Но если присмотреться, то можно найти значимые преимущества. Например, такой формат учебы — хорошая возможность воспитать в ребенке ответственность и научить его самостоятельному планированию и соблюдению распорядка дня. Во время дистанционной работы и учебы — вся семья вместе. Время, когда все дома, — это не только комфортное существование в одном пространстве, но также возможность быть ближе и внимательнее друг к другу.
По словам Вероники Сергеевны, чтобы разнообразить учебный процесс, ребятам предложили принять участие в развлекательных и познавательных мероприятиях.
— Даже сидя дома, казачата проявили себя с творческой стороны, смогли реализовать множество интересных идей, — говорит заместитель директора. — Они с удовольствием приняли участие в таких конкурсах, как «Пасха в кубанской семье», «Мой космос», «Моя весна», с удовольствием готовили рисунки ко дню Победы, были задействованы в акциях «Внимание,
дети!», «Правила дорожного движения», «Читаем сами, читаем всей семьей» и «История в лицах».
Конечно, итожит Вероника Пух, ничто не сможет заменить живое общение:
— Я очень скучаю по нашим ребятам и надеюсь, что мы скоро вернемся к привычному образу жизни.
В том, что сила духа, братства и единства – главные качества настоящего казака, которые и помогли успешно справиться с непростым учебным форматом, глубоко убеждена директор школы № 5 им. А.И. Майстренко Староминского района Евгения Косивченко:
— Эти качества мы стараемся воспитать у ребят в нашей школе. Именно они помогли нам преодолеть период дистанционного обучения и найти результативное решение того, как продолжить казачье образование в условиях самоизоляции.
Как отмечает Евгения Алексеевна, в СОШ № 5 с 2017 года ведется поисково-исследовательская работа «История, культура и традиции кубанского казачества». Каждый класс — курень выбрал свое направление. Одни изучают ремесла, другие — коневодство, третьи — казачий стан и т. д. Результатом этой деятельности стали этнографические уголки, оформленные в каждом классном курене.
— Но в школе у ребят не всегда есть время полностью отдаться любимому занятию, а в период дистанционного обучения появилось больше свободного времени, а значит, и возможности продолжить начатое. В домашних условиях под руководством классных руководителей и родителей-казаков ребята своими руками мастерили утварь для классных этнографических уголков, — рассказала Евгения Косивченко.
Вышивка, плетение лозой, глиняные горшочки, изготовленные своими руками, — все это и многое другое, пополнит этнографические уголки классных куреней 1 сентября 2020 года.
Мнение коллеги разделяет Екатерина Фомина — учитель русского языка, классный руководитель куреня «Задорный» школы № 28 станицы Вознесенской:
— Даже оказавшись в необычном формате обучения, наши педагоги, казачата и казаки-наставники смогли организовать проведение интересных занятий и онлайн-акций. В таких непростых условиях мы вместе занимались творчеством, совершенствовались и преуспевали! Мы были далеко друг от друга, но и в тоже время были рядом.
По словам Екатерины Ивановны, виртуальный формат обучения нисколько не смутил ребят. Они с большим энтузиазмом продолжали участвовать в различных мероприятиях дистанционно. Так, прошел конкурс рисунков «Победный май».
— Я с интересом рассматривала каждую работу — цветную и черно-белую, радостную и грустную — и понимала, что на этих рисунках изображены события тех давних лет глазами детей. Детей, которые растут
настоящими патриотами своей страны и которые знают и чтут свою историю, — поделилась Екатерина Фомина.
Не успела завершиться акция «Победный май», — ребята снова сидят с листочком и карандашом. Но только в этот раз они пишут письмо, участвуя в акции «Письмо ветерану».
— Равных не было нашим ребятам, когда стартовал очередной конкурс стихов и песен «Солдатами спасённая весна». В память о событиях военных лет в нашей школе проведена акция «Цветы Победы». В честь 75-летия Победы в Великой Отечественной войне в школе было высажено 75 кустов роз, — отметила классный руководитель куреня «Задорный».
О том, что формат дистанционного обучения не снизил успеваемости ребят, а главное их интереса к учебе, рассказала Наталья Несучкина, классный руководитель 8 «В» класса казачьей направленности школы № 61 города Краснодара:
— В этом учебном году, в условиях дистанционного обучения, прошлогодние победители IV научно-практической конференции «Где казак, там и слава» — учащиеся казачьего 8 «В» класса, снова одержали победу! На заочный этап 5 конференции они представили проект «Наш герой — танковый ас Дмитрий Лавриненко». Работа велась на протяжении полугода! И вот результат. В чем секрет такого успеха? В основе его – целенаправленная, кропотливая работа, изучение истории казачества, сохранение Веры и соблюдение казачьих заповедей. Это труд, который не прекращался в дни самоизоляции.
Положительные стороны дистанционного обучения отметила и учитель кубановедения казачьей школы № 13 станицы Гривенской Калининского района Татьяна Якименко:
— У ребят появилось больше времени для занятия исследовательской деятельностью, для виртуальных экскурсий по местам боевой славы. В апреле в школе стартовал проект «О чем молчит старая фотография». Материалы этого проекта были направлены в фонд музейной комнаты. В период самоизоляции мы провели онлайн – викторину по истории казачества для учащихся 5-9 классов, а малыши в это время занимались составлением казачьей родословной «История казачьей семьи». В День Победы ребята не остались в стороне и приняли участие в акциях «Окна Победы», «Свеча памяти», «Портрет моего деда». Есть и персональные достижения: ученица 10 «А» класса Дидыч Марина стала победителем регионального этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ «Правнуки победителей».
Период дистанционного обучения, конечно же, сказался на всех участниках образовательного процесса, — подчеркивает Ирина Бакина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 10 города Сочи. — Кому-то из учащихся он пошёл даже на пользу: у ребят была возможность, находясь дома, сконцентрироваться на собственных учебных достижениях и подтянуть некоторые предметы.
В период самоизоляции в школе не прекращалась и воспитательная работа. В основном она была направлена на подготовку к празднованию 75-
летия Великой Победы. Для учащихся был организован и проведен дистанционно тематический фестиваль «75 лет Победы».
— Сколько рисунков, поделок, инсталляций подготовили дети! А сколько спето военных песен, выучено и рассказано стихотворений о войне! Ребята с удовольствием рисовали, мастерили, клеили, шили, готовили творческие номера, настоящие театральные постановки вместе с родными, а фото детских работ и видео с выступлениями мы публиковали на школьном сайте и в социальной сети Фейсбук, — гордится ребятами Ирина Викторовна.
Как очевидно, дистанционное обучение во многом пошло на пользу, как преподавателям, так и казачатам и стало толчком для освоения нового формата межличностного, делового общения, а также внедрения новых технологий в образовательный процесс.
Большинство учащихся казачьих классов разделяют позицию педагогов, отмечая лишь главное неудобство «дистанционки» — очень не хватает друзей!
— Школа, ребята, учителя… Я так скучаю по вас! Как не хватает общения, звонков на урок, перемен, доброго взгляда преподавателя! – рассказывает Бондарь Климентий, ученик 9 «А» класса школы №13 им. Знаменского города Хадыженска. — Когда ко мне обратился наш учитель по истории с вопросом, как можно быстро и на понятном для ребят языке наладить учебу дистанционно, я предложил Discord — простейший способ голосового, видео- и текстового общения. Это оказалась попаданием на 100%! Настройка платформы не заняла много времени. Через несколько вечеров все преподаватели и ученики нашей школы были готовы к новой форме обучения. Получилось очень увлекательно. Появилось много свободного времени, которое я потратил на продолжение изучения китайского языка. Сейчас готовлюсь к сдаче нового уровня знаний. Этим я начал заниматься в Хабэйском университете иностранных языков в Китае летом прошлого года. Жаль только, что не получилось попробовать свои силы на ОГЭ. Ведь мы так готовились…
Жанаев Дмитрий, выпускник 11 класса школы № 28 им. Героя России С. Н. Богданченко станицы Вознесенской, также убежден в том, что тренд на дистанционное обучение появился не вчера, и он точно не исчезнет в ближайшие годы:
— Интернет стал важным участником образовательного процесса. Мы общаемся с одноклассниками, казаками-наставниками, учителями, родителями в мессенджерах, пользуемся электронным журналом, ищем дополнительные материалы в интернете. Удаленное образование обладает массой преимуществ, дает возможность работать с учителем индивидуально. Появляется больше шансов освоить новые технологии. Это не только размеренный темп работы и доступность учебных материалов, но и возможность заниматься в комфортной обстановке.
В перерывах между занятиями Дмитрий записывал песни, сочинял стихи и музыку, которая звучит в душе.
— Так, что ж нам, братцы, унывать? Не вижу ни одной причины, — уверенно заявляет молодой казак.
Об успехах за время самоизоляции рассказала ученица 7 класса школы № 5 им. А.И. Майстренко поселка Рассвет Староминского района Полина Тригуб:
— В преддверии празднования 75-летия со дня Великой Победы нам выдалась уникальная возможность более подробно изучить деятельность кубанских казаков в годы Великой Отечественной войны. Мы виртуально посещали тематические экскурсии, изучали историю своих предков, используя портал «Память народа». Полученная информация вдохновила нас на создание 2-х мини — фильмов «Никто не забыт, ничто не забыто», «Памяти Великой Отечественной войны посвящается», которые мы позже отправили на конкурс, проводимый Екатеринодарской епархией. На муниципальном этапе оба наших фильма заняли победные места. Сейчас ждем результаты регионального уровня.
Вспоминая наиболее яркие события последней учебной четверти, ученица 10 «А» класса казачьей школы № 13 ст. Гривенской Калининского района Медведева Элеонора отметила, что многие мероприятия, которые прошли в дистанционном формате, еще больше сплотили ребят, сделали их большой и дружной казачьей семьей:
— Жизнь в нашей школе всегда была насыщенной и разнообразной. Мы не только постигаем азы наук, но и изучаем историю, обычаи, традиции наших предков – кубанских казаков, занимаемся сбором материала для музейной комнаты.
26 апреля 2020 года, в День реабилитации казачества, рассказывает Элеонора, прошла общешкольная онлайн – линейка, где ребята не только говорили о печальных событиях начала 20 века, но и читали стихи, пели песни. К этому мероприятию ребята подготовили исследовательские работы по истории раскулачивания в их семьях. А вечером казачата и родители в 20.30 часов зажгли у себя дома свечу памяти по невинно убиенным и замученным в годы расказачивания.
— Мы вместе вспомнили тех, кто, несмотря на репрессии и гонения, сумел даже на чужбине сохранить преданность родной земле, вере, обычаям, языку и духу своего народа, сумел воспитать своих детей и внуков. Я верю, что не угаснет казачий род, что в наших домах будет мир и благополучие, — убеждена Элеонора.
К теме поста, которая была затронута в самом начале, обратилась Кудряшова Полина, ученица 9 «А» класса школы № 10 им. атамана С.И. Белого города Сочи:
— Отмена всех мероприятий и конкурсов, закрытие школы и переход на «дистанционку»… Казалось бы, это настоящее испытание для подростка, привыкшего к активному образу жизни. Но я посмотрела на это с другой стороны. Как человек, который знает основы православной культуры, казачьи традиции, я представила, что карантин – это тот же пост, только не связанный напрямую с религией. А что главное во время христианского
поста? Смирение и самодисциплина. Это возможность в новых условиях не поддаться соблазну, уделить внимание духовному росту и саморазвитию. Конечно же, мне, да и многим моим ровесникам, хочется пройтись по магазинам, погулять с друзьями. Однако я понимаю степень риска и меру ответственности за подобное легкомыслие. Это испытание временем — своего рода посильный крест, который должен взять на себя каждый. Ради здоровья своих близких и окружающих людей. При этом, жизнь в условиях самоизоляции вовсе не останавливается. Она просто становится иной. У меня появилось больше времени для любимых дел: я начала посещать онлайн занятия по танцам, чаще практиковаться в игре на гитаре. В интернет-формате я продолжила углубленно изучать немецкий язык. И это стало гораздо удобнее, ведь теперь я могла напрямую общаться с носителями языка! Вот так и получается, что период вынужденных ограничений, как и пост, способствует самосовершенствованию и развитию человека. Главное увидеть в новых условиях положительные моменты и терпимее относиться к временным трудностям.
Позади учебный год, непростой и насыщенный. Казачья молодежь его достойно завершила, еще раз доказав себе и преподавателям, что любые испытания — ей полечу. Как бы сказал психолог: оставшись наедине с собой, ребята заглянули самим себе в душу – и нашли точку опоры в себе, в преподавателях, в родителях. Укрепили себя в единстве – и продолжили расти дальше. А это значит, система казачьего образования – развивается по правильному пути…
Галерея: