г. Краснодар
ул. Рашпилевская, 10

molodezhkubani@mail.ru

+7 (861) 262-60-97

Итоги конкурса социальных проектов казачьей молодежи Кубани

10.12.2021

В правлении Кубанского казачьего войска подвели итоги второго этапа конкурса проектов, направленных на решение актуальных социально-значимых проблем, который проходит среди участников движения Союза казачьей молодежи Кубани.

Конкурс, который проводит Союз казачьей молодежи Кубани при содействии департамента по делам казачества, военным вопросам и работе с допризывной молодежью Краснодарского края, а также министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края, проходит с 9 ноября по 15 декабря 2021 года в два этапа.

Конкурсной комиссией, в состав которой входили председатель жюри молодежный лидер Никита Дзюба, заместитель председателя «Союза казачьей молодежи Кубани» Ксения Евтушенко, руководитель Краснодарской краевой общественной молодежной организации «Центр развития добровольчества «Новый день» Виктор Баранов, руководитель пресс-службы Кубанского казачьего войска Елена Ретинских, было рассмотрено 234 проекта, шесть из которых вышли во второй заключительный этап конкурса.

Тематика конкурсных проектных работ соответствует приоритетным направлениям работы казачьей молодежной организации: это патриотическое воспитание подрастающего поколения на основе традиционной казачьей культуры, милосердие как одна из составляющих казачьего самосознания, сохранение культурных традиций и исторической памяти кубанского казачества.

Чтобы раскрыть суть исследуемой темы, каждому участнику необходимо было разработать и реализовать авторский проект на основе собранной им информации и оформить портфолио. Представленные материалы должны были отражать основные этапы разработки и реализации социального проекта. Портфолио делилось на четыре основных раздела, которые отражали актуальность и важность данной проблемы для станицы, города, района или края; сбор и анализ разноплановой информации по избранной проблеме; программу действий, которую предлагает автор проекта, и сделанные шаги по реализации плана действий.

Работа над проектом пятерых участников конкурса завершилась устной презентацией, которая прошла в он-лайн режиме. Участники продемонстрировали перед жюри знание выбранной темы, обосновали ее актуальность, компетентно представили вариант собственного решения проблемы, а также рассказали о результатах деятельности по проекту и аргументированно ответили на вопросы членов жюри.

После долгого совещания первое место по праву досталось Федору Чебыкину, ученику 9 класса казачьей школы №25 Новороссийска, работавшего над темой по сохранению культурных традиций и исторической памяти кубанского казачества «Жизнь казачки – зажженная свеча под лентой цвета дыма и пламени». Целью работы было увековечивание памяти женщин – казачек, совершавших подвиги во имя Родины и награжденных «Орденом Святого Великомученика и Победоносца Георгия», в названиях улиц хутора Семигорского.

Для этого Федор собрал и провел анализ исторических фактов подвигов женщин – казачек и провел соцопрос среди жителей поселка об актуальности присвоения улицам имен героев.

Проанализировав ответы жителей хутора, ученик выяснил, что 97% из опрошенных хотят принять участие в акции по присвоению улицам имен славных казачек. После этого Федор и его научный руководитель – директор Семигорской школы Ольга Кумпан, подготовили соответствующие документы, которые направили для рассмотрения в администрацию города-героя.

Второе место заняла ученица 7 класса МБОУ ООШ № 34 им. В.М. Ткачева поселка Приморский Приморско-Ахтарского района Анастасия Мутян. Она работала над проектом по сохранению культурных традиций и исторической памяти, а именно над созданием «Первого Русско-кубанского словаря».

По мнению Анастасии, отдыхающие на курортах Краснодарского края сталкиваются с проблемой непонимания кубанского диалекта.

– Хоть «балачка» и схожа с русским языком, но всё же в ней очень много совершенно уникальных слов. И поэтому я решила создать Русско-Кубанский словарь в надежде, что он поможет людям понимать друг друга. Словарь будет актуален не только для приезжих людей. Даже местные жители часто теряются в толковании значения очень многих слов из кубанского диалекта, а ведь это наша культура, наши корни.

Основной целевой аудиторией словаря ученица считает школьников родного края. Для создания Русско-Кубанского словаря Анастасия с помощью анкетирования проанализировала уровень понимания учащимися 6-9 классов в значения и особенностей употребления кубанских слов. Как оказалось, ребята могут написать в среднем 4-6 слов, а раскрыть их толкование способны лишь 40%, угадать слово по его описанию – 60%. По-настоящему говорить на кубанской балачке, увы, не может никто! Однако многие учащиеся считают, что необходимо изучать кубанский диалект для сохранения истории казачьего народа, и кубано-русский словарь был бы отличным подспорьем для них в этом важном деле.

Почетное третье место отошло Антону Маркину, учащемуся 3 «Г» класса казачьей направленности МБОУ СОШ № 2 Тихорецка. Он работал над темой, раскрывающей роль школьного музея в воспитании подрастающего поколения.

Антон является руководителем школьного совета учеников и главным экскурсоводом музея «Козацька горныца». В своем проекте казачонок рассматривал музей как социальный институт, включающий в сферу своей деятельности патриотическое воспитание подрастающего поколения. Он уверен, что детальное изучение экспонатов музея является одним из способов воспитания уважения истории и культуре кубанского казачества.

– Музей – большой помощник в обучении и воспитании детей. Он учит любить свой город, свою Родину, способствует развитию творческой самостоятельности и общественной активности школьников в процессе сбора и обработки материала по истории. Но для успешной работы музея необходим комплексный подход и четкий план действий, – отметил в своем докладе учащийся.

По словам Антона, в развитии школьного музея планируется расширение его площади на 2 комнаты, в которых будут представлены предметы мужского и женского быта, будут разработаны видео- и аудиоэкскурсии посредством технологии закодированной информации (QR-кода), а также оцифрованы все экспонаты музея, оформлена его Instagram страница.

Музей «Козацька горныца» уже получил сертификат о регистрации на портале школьных музеев Российской Федерации «Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения».

По словам лидера Союза казачьей молодежи Кубани Никиты Дзюбы, принятие решения о распределении призовых мест досталось жюри нелегко. Все работы, прошедшие во второй этап конкурса, обладают хорошим потенциалом и средствами для их реализации.

– Конкурс, который мы проводим в третий раз, оказался очень востребован нашей молодежью. Он нацелен на формирование у ребят проектного мышления. Став совершеннолетними и вступив в казачьи общества, казачата смогут уверено принимать участие в конкурсах Президентских грантов и Росмолодежи. Поэтому уже сегодня мы готовим подрастающее поколение к тому, чтобы в будущем они могли эффективно решать социально-значимые проблемы в своих поселениях и казачьих обществах.

Награждение победителей смарт-часами состоится в правлении Кубанского казачьего войска.

Лилия Акимова

Фото автора и из архива пресс-службы ККВ