В этом заверил педагогов и наставников атаман Кубанского войска казачий генерал Николай Долуда, побывав в школе №12 села Майкопского Гулькевического района.
Дисциплина учеников, знание истории, культуры и традиций кубанского казачества, слаженность работы атаманов, педагогов и наставников – стали главными критериями оценки работы школы. Каков уровень подготовки казачат вместе с Николаем Долудой оценивали специалисты министерства образования края, глава района и местные казаки.
Встречи войскового атамана с детьми и педагогами всегда оставляют после себя массу впечатлений, и чем больше таких встреч, тем более четко вырисовывается реальная картина эффективности и качества системы казачьего образования на
Кубани. Сейчас уже есть представление о работе других школ и есть с чем сравнить: где-то уровень организации учебного процесса смело можно ставить в пример, а где-то – требуется «работа над ошибками».
Школа №12 села Майкопского в конце прошлого года получила региональный статус «Казачье образовательное учреждение», но первые классы казачьей направленности появились еще в 2013 году. На сегодняшний день в ней обучается 270 казачат, что составляет 61% от общего числа учащихся. Генератором идей и продвижения казачьего компонента в школе стала директор Анна Скуматенко. За два года пребывания ее на должности директора школа заметно продвинулась по многим направлений. Сегодня все казачата носят форму. Помимо базисного предмета «Кубановедение» дети изучают «Основы православной культуры», в рамках дополнительного образования в центре «Кавказская линия» ребята изучают историю, культуру, традиции и современную жизнь кубанского казачества, а также военно-спортивные дисциплины.
Визит атамана начался с возложения цветов к воинскому мемориалу, установленному на территории школы в честь земляков-офицеров, погибших в годы Великой Отечественной войны. Оказалось, что совсем рядом с учебным заведением находится братская могила солдат, в их списке есть имена казаков села Майкопского, героически сражавшихся за родную землю. Ученики и педагоги школы верно чтут память предков и своими силами поддерживают мемориал в хорошем состоянии.
Ребята устроили гостям экскурсию по школе. Они показали казачье подворье, горницу и музей воинской славы. Больше всего гостей впечатлила казачья горница. Попав в нее, наверное, каждый испытал ощущение, что находится в настоящей казачьей хате. Начиная от колыбели, высоких кроватей с большими перинами, русской печью, чугунков и утюгов, заканчивая вышитыми скатертями, рушниками и горячим самоваром – все продумано до мелочей! У истоков основания этой горницы стоит учитель технологии Валентина Полтанова.
— Большое внимание в нашей школе уделяется декоративно-прикладному творчеству и фольклору, — рассказывает Валентина Николаевна. – По средством этого дети приобщаются к казачьей культуре и укладу жизни наших предков.
Наконец, настал час, когда атаман зашел в классы, чтобы поближе пообщаться с казачатами. Малыши, затаив дыхание, ждали этого момента и волновались – как бы «не ударить в грязь лицом» перед самым главным батькой. К общению с местными атаманами они уже привыкли, а здесь чувствовалось волнение и робость.
— О казачестве кто мне может рассказать? Детишки, ну смелее. Что вы знаете о кубанском казачестве, о своем атамане? – Спросил Николай Александрович у второклашек.
— Казаки – это воины и православный народ, — послышалось с дальних парт…
Четвероклассник Семен Никищенков на эти же вопросы ответил более конкретно:
— Кубанские казаки защищают рубежи России, достойно несут службу, помогая полицейским охранять общественный порядок, занимаются борьбой с наркоманией и противодействуют наркотикам.
Выслушав ребят, Николай Долуда отметил необходимость улучшать уровень подготовки казачат и подчеркнул, что это задача не только педагогов:
— Я вижу, что не так уж и часто атаманы районного и первичного казачьих обществ приходят к детям. Не так добросовестно и наставники выполняют свою работу. Мы не можем допустить, чтобы в казачьей школе, где должно уделяться более пристальное внимание изучению истории, культуры и традиций предков, были у детей такие пробелы в знаниях. Грош цена тогда всему, что мы делаем!
Николай Александрович сам рассказал ребятам о кубанском казачестве, об истории переселения на Кубань Донских казаков, потомками которых являются жители Гулькевического района. С интересом ученики слушали рассказ атамана о Линейном и Черноморском войсках, о том, как в 1860 году они объединились в одно Кубанское казачье войско.
В актовом зале Николай Долуда рассказал педагогам, ученикам и их родителям о жизнедеятельности современного Кубанского войска, ответил на вопросы детей и учителей. Отдельно пообщался с атаманами Гулькевического РКО Александром Власовым, села Майкопского Виктором Шевченко, казаками-наставниками и педагогами, поставил задачу к сентябрю, благодаря слаженному взаимодействию, повысить уровень подготовки детей.
— В этой школе, поскольку она совсем недавно получила статус казачьего образовательного учреждения есть еще над чем поработать, — отметил войсковой атаман. — Это прежде всего организация взаимодействия учителей и классных руководителей, а также наставников и атаманов. Потенциал есть, возможности есть, но пока по какой-то причине не налажена та степень взаимодействия, которая нужна не только мне, а нужна всему Кубанскому казачьему войску.
Николай Александрович подарил детворе проектор для интерактивных занятий, а благодарные казачата, в свою очередь, подготовили ему подарок, сделанный своими руками — чубатого казака и колоритную казачку с румяными щеками, красными губами и расписным платком.
Не остались без внимания и те люди, благодаря которым школа с каждым годом набирает обороты и развивается. Атаманские часы от казачьего генерала получила учитель технологии Валентина Полтанова и атаман Майкопского ХКО Виктор Шевченко. Директор школы Анна Скуматенко заверила атамана, что к следующему его приезду все недоработки будут устранены, впереди у детворы – неделя казачества, на которой с ними усиленно будут заниматься и педагоги, и наставники.
Александра Щербакова,
фото автора.
Галерея мероприятия